Об Отделе образования Печать

Фарвазетдинов Адегам Магданович

Начальник Отдела образования Администрации муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан

 

Адрес:

452830, Республика Башкортостан, Татышлинский район, село Верхние Татышлы, улица Ленина, 75

тел. (34778) 21367, 21749 - приемная

факс (34778) 21749

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

График работы: понедельник-пятница с 9.00 ч. до 18.00 ч., перерыв с 13.00 ч. до 14.00 ч.

На территории Татышлинского района функционируют 56 образовательных организаций: 14 школ имеют 11 филиалов начальных школ и 3 филиала основных школ, 26 детских садов (из них 23 филиала), 2 учреждения дополнительного образования. Всего в 207 класс-комплектах обучаются 2883 учащихся. По данным автоматизированной информационной системы ЭСО «Комплектование» численность детей, посещающих детские сады, составляет 1241 человек, что составляет 69,75 % от общего количества детей от 1,5 до 7 лет.

Одним из условий обеспечения качества образования является его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам. Так, все общеобразовательные организации реализуют ФГОС начальной школы. С 1 сентября 2019 года продолжится поэтапное введение стандарта второго поколения в основной школе в девятых классах.

С 1 сентября 2016 года были введены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Одной из задач организации данной формы обучения является создание условий в соответствии с возможностями каждого ребенка.

Учебно-воспитательный процесс осуществляет 321 педагогический работник. 94% из них имеют высшее образование, 41 % – учителя высшей квалификационной категории.

В образовательных организациях района изучаются 5 родных языков. Башкирский язык изучают 1001 обучающийся, русский – 914, удмуртский – 484, татарский – 465, марийский – 19 обучающихся. Родные языки изучают 2883 учащихся (100%). Башкирский язык как государственный изучают 1267 обучающихся 2-9 классов.

Одним из важнейших проектов системы образования является олимпиадное движение. В 2018-2019 году были проведены школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников по 18 предметам. На школьном этапе ВОШ приняли участие более девятисот обучающихся, а на муниципальном – более 400 участников 7-11 классов. На региональном этапе олимпиад приняли участие 15 обучающихся школ района, завоевано 3 призовых места (по технологии, экологии, физической культуре), обучающийся МБОУ СОШ с.Ялгыз-Нарат выступил на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по технологии в г.Санкт-Петербург и стал победителем в номинации «Сохранение национальных традиций».

Одной из составляющих воспитательной работы является дополнительное образование. Охват детей кружковой работой в различных направлениях в 2 учреждениях дополнительного образования (Центр детского творчества, Детско-юношеская спортивная школа) составил 79,6% от общего количества детей от 5-18 лет, работало 90 объединений по интересам, 25 групп по 10 видам спорта и 14 спортивных клубов при образовательных учреждениях для учащихся 5-11 классов. По итогам XXI Спартакиады школьников Башкортостана наш район на 17 месте.

Особое внимание уделяется организованным формам отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в летний период. В 2019 году району из республиканского бюджета выделено 5008,7 тысяч рублей в том числе: 569,3 тысяч рублей для оздоровления детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 550 тысяч рублей из муниципального бюджета. Основными видами отдыха, оздоровления и занятости были центры с дневным пребыванием детей, загородный лагерь, профильный лагерь «Усточикар», малозатратные формы организации отдыха (экскурсии, походы), трудоустройство подростков 14-18 лет через центр занятости населения.

Целью всех изменений, проводимых в системе образования, является создание таких условий обучения и воспитания, которые бы обеспечивали здоровье и развитие каждого ребенка, раскрытие его способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь. Мы сможем достичь этой важнейшей цели в том случае, если будем учиться новому, меняться, соответствовать времени и своим ученикам.

Уровень школьного образования

В 2018-2019 учебном году в образовательных организациях муниципального района Та­тышлинский район III ступень обучения завершили 109 учащихся. Все 109 выпускников приняли участие в государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. По итогам обязательных предметов «Математика» 3 выпускника (СОШ с.Аксаитово, с.Старокайпаново, с.Верхнекудашево) не набрали обязательный минимум баллов, по предмету «Русский язык» 1 выпускник (СОШ с.Староакбула­тово). Они заявлены на повторную пересдачу в резервные дни в сентябре. 105 выпускников (96,3 %), успешно прошедшие ГИА, получили аттестат о среднем общем образовании. 11 выпускников получили аттестат с отличием и награждены медалью «За особые успехи в учении».

По выбору выпускники сдавали следующие предметы: математика (профильный уровень), физика, химия, биология, история, обществознание, литература, информатика и ИКТ. Наиболее востребованными на едином государственном экзамене были математика (профильный уровень), обществознание, биология, физика.

Выпускники 9-х классов сдавали два обязательных экзамена: по русскому языку и математике, а также два экзамена по выбору. 254 выпускника (100%) успешно прошли государственную итоговую аттестацию и получили документ об основном общем образовании.

В 2019 году учащиеся 4,5,6,7,11-х классов всех общеобразовательных организаций Татышлинского района стали участниками Всероссийских проверочных работ по учебным предметам и успешно справились с заданиями. ВПР позволяют психологически подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации, выстроить независимую систему оценки качества образования, увидеть динамику развития каждого ребёнка и разработать траекторию действий по устранению пробелов. Результаты ВПР используются школами для формирования программ развития образования, совершенствования методики преподавания учебных предметов, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях.

Кадровый ресурс.

В Татышлинском районе в системе образования работает 321 учитель. Следует отметить стабильное положение с комплектованием педагогическими кадрами, ежегодно повышается рост образовательного и квалификационного уровня педагогов, отмечается устойчивая тенденция повышения доли педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории.

Вместе с тем вопрос старения педагогических кадров остаётся открытым. За 2018 и 2019 годы доля работников со стажем более 20 лет возросла с 52,2 % до 59,2 %. Педагогических же работников, имеющих статус молодых специалистов, от общего количества – только 1,3 %.

В новом учебном году школам необходимо более активно привлекать молодые педагогические кадры со специальным и высшим профессиональным образованием к работе в системе образования через целевые направления в высшие учебные заведения области.

В районе сложилась крепкая система непрерывного образования педагогов, включающая в себя совместную работу с Институтом развития образования и с БГПУ им.М.Акмуллы. Это и курсы повышения квалификации и курсовая переподготовка. Так, в прошлом учебном году курсы повышения прошли учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, башкирского и татарского языка и литературы, учителя основ религиозных культур и светской этики, воспитатели дошкольных общеобразовательных организаций, были проведены курсы по методике преподавания финансовой грамотности и курсов «Шахматы и шашки»,. Всего 174 учителя (54,2% от общего количества учителей) были обеспечены курсовой подготовкой.

В 2018-2019 учебном году работало девятнадцать методических объединений, из них 16 по предметам, одно МО для организаторов и координаторов по воспитательной работе, одно МО воспитателей дошкольных образовательных организаций, одно МО школьных библиотекарей. За прошедший учебный год состоялось 60 заседаний методических объединений, на которых распространялся опыт работы наиболее квалифицированных, передовых учителей района, в том числе по использованию новых эффективных методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Отрадно отметить, что год от года продолжает расти профессиональное мастерство наших педагогов. Этому свидетельствует их участие в различных конкурсах, мастер-классах, педагогических салонах, форумах, конференциях, спортивных состязаниях муниципального, регионального и Всероссийского уровней. Более 60 педагогов (21% от всего состава учителей) приняли участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогических работников, приуроченном ко дню рождения знаменитого советского педагога Антона Семеновича Макаренко, и заняли призовые места или стали лауреатами и дипломантами.

Электронное образование

Образовательные организации района работают по реализации Концепции системы электронного образования в образовательных организациях Республики Башкортостан на 2015-2020 годы. Цель данной концепции – обеспечение доступности качественного образования на основе использования электронно-образовательных ресурсов.

Для достижения поставленной цели в районе решаются следующие задачи:

1. Повышение пропускной способности доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет в образовательных организациях района.

3. Применение электронных образовательных ресурсов, в том числе электронных учебников в образовательном процессе.

4. Использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов;

5. Внедрение электронного документооборота.

В 2019 г. в рамках федерального проекта Цифровая образовательная среда национального проекта «Образование» в МБОУ СОШ имени А.Атнабаева с.Старый Курдым будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды. Школа получит интерактивный комплекс, ноутбук для управленческого персонала, ноутбук учителя, ноутбуки мобильного класса, МФУ.

Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации – насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

Все средние, основные школы подключены к сети Интернет, активно ведутся работы по прокладке локально-вычислительных сетей, как проводных, так и беспроводных по типу Wi-Fi. Три школы подключены на скоростях 50 Мбит/с и более. Всеми образовательными организациями ведутся электронные журналы. Постоянное использование электронной почты обеспечивает оперативный обмен информацией между муниципальным отделом образования, региональными учреждениями управления образованием и образовательными учреждениями района.

Информационные технологии активно внедряются в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, что, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Информационно-коммуникационные технологии используются и при подготовке внеклассных мероприятий, родительских собраний, интеллектуальных игр, при проведении классных часов. И педагоги, и обучающиеся пользуются различными Интернет- ресурсами при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, к урокам и внеклассным мероприятиям.

Все образовательные организации приняли участие во всероссийской акции «Безопасность в Интернете» в рамках всероссийской акции «Урок цифры». Были проведены беседы с учащимися 5-11 классов (с использованием видеороликов, презентаций).

В каждой школе в рамках внеурочной деятельности реализовывается дополнительная образовательная программа «Безопасность в сети Интернет»

Учащиеся ОО района принимают активное участие в различных дистанционных олимпиадах, ежегодно приглашаются на региональный этап всероссийской олимпиады по информатике и ИКТ, участвуют в конкурсах регионального и всероссийского уровня.

Работа с одаренными детьми

В современном образовании с введением Федеральных государственных стандартов особое внимание уделяется развитию интеллектуального уровня обучающихся, формированию познавательной активности, умению самостоятельно получать знания. Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование обучающимися имеющихся знаний на практике через их участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, фестивалях исследовательских и проектных работах.

Самой престижной и массовой является Всероссийская олимпиада школьников. Это система охватывает 24 предметные олимпиады для учащихся 4-11 классов, проводится с сентября по май и включает четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

По итогам 2018-2019 учебного года в районе на школьном этапе приняли участие более девятисот обучающихся, на муниципальном – около четырехсот учащихся, на региональном – 15 человек. Наибольшее количество участников было на олимпиадах по математике, русскому языку, обществознанию, биологии, английскому языку. Высокие результаты в олимпиадах показали обучающиеся средних школ №1 и №2 с.Верхние Татышлы, с.Новые Татышлы, с.Кальтяево, с.Шулганово, с.Ялгыз-Нарат.

Успешно выступили и стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников трое наших школьников. Призовые места на республиканском уровне по родным языкам заняли 6 участников.

Ежегодно одаренные обучающиеся поощряются поездкой на Президентскую и Кремлевскую Елки в г.Уфу и г.Москву.

В последние годы школьники ОО района активно участвуют в республиканских, всероссийских и международных конкурсах:

Республиканский этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, Республиканская олимпиада школьников на Кубок имени Ю.А.Гагарина, Республиканский конкурс эссе «Дорога к родному языку», Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, Республиканский конкурс сочинений «Пою мою республику», посвященный Дню Республики и празднованию 100-летия образования Республики Башкортостан

Дополнительное образование

Система дошкольного образования в муниципальном районе представлена 26 дошкольными образовательными организациями (из них 23 филиала), которые посещают 1241 ребенок при проектной мощности 1099 мест. Среди детей в возрасте от 1 года до 6 лет охват составляет 69,75 %.

Доля детей, состоящих на учете для определения в ДОУ в возрасте 1-6 лет, составляет 3,26 % (62 ребенок). Численность детей, состоящих в электронной очереди в возрасте 3-7 лет - 0.

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3-х лет – 99, 09 %.

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в ДОУ (количество мест на 1000 детей) – 617.

Группы кратковременного пребывания, как одну из альтернативных форм дошкольного образования, посещают 11 детей.

Коррекционной работой охвачен 91 ребенок дошкольного возраста с нарушением речи (4 ДОО). Также педагоги детских садов оказывают дополнительные образовательные услуги (бесплатные) в форме различных кружков:

- кружок английского языка (4 ДОО-226 детей);

- кружок театрализованной деятельности (1 ДОО – 126 детей).

Решением Совета муниципального района от 21 декабря 2018 года № 236 установлена плата за присмотр и уход в детских садах райцентра в размере 73 рубля, в других населенных пунктах – 50 рублей в день (максимальный размер родительской платы в районе-1555 руб./ в месяц). Компенсации в размере 20% на первого ребенка возвращаются родителям 430 детей, в размере 50% на второго ребенка – родителям 514 детей и в размере 70% на 3-го и последующих детей – родителям 292 детей.

С целью оказания методической, психолого-педагогической, диагностической помощи родителям (законным представителям) на базе 10 детских садов функционируют консультационные центры. Услугами центров охвачены дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, как получающие дошкольное образование, так и не посещающие дошкольные организации. 
В работе центров задействованы педагог-психолог, учитель-логопед, старший воспитатель, воспитатели и другие специалисты.

В дошкольных образовательных учреждениях района созданы материально-технические условия, которые дают возможность достичь воспитанникам планируемых результатов и выполнения дошкольным учреждением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, пожарной безопасности и электробезопасности.